четверг, 28 апреля 2011 г.


Рекомендует психолог.

Раннее развитие детей

Многие родители задумываются над вопросом: стоит ли водить ребёнка в группы раннего развития и развивающие центры? Маленькому ребёнку, утверждают они, хватает и семейного воспитания. Другие же, напротив, стараются отвести малыша к ровесникам и педагогам как можно раньше. Давайте попробуем разобраться, что же это за зверь такой: раннее развитие, и нужно ли ребёнку развиваться рано, или пусть развивается как умеет и когда положено?
Здоровому любознательному ребёнку до двух-трёх лет вполне достаточно семейного воспитания и периодического общения с ровесниками на прогулке. И ребёнок в первые три года своей жизни развивается так или иначе, необходимые своему возрасту навыки он способен получить от родных, самостоятельно или наблюдая за действиями других. Так чем же могут быть полезны дополнительные, развивающие занятия?

Необходимость организованной деятельности

Как вы заметили, маленькие дети очень любознательны, они кипят деятельностью и любопытством, они готовы двигаться постоянно, с небольшим перерывом на еду и сон. А хорошо организованная деятельность направляет энергию ребёнка в нужное русло: не на исследование розеток и выключателей в доме, а на не менее интересные, но менее опасные вещи. В группе раннего развития предоставляется очень широкий спектр деятельности для малыша, причём деятельности согласно возрасту и желаниям ребёнка. Вся эта деятельность опробована на многих детях, тщательно отобрана и упорядочена.
Наблюдая за своим малышом в такой группе, родители открывают в нём какие-то новые черты и даже таланты. Ведь не у каждой семьи в доме есть барабан и металлофон, массажные коврики и шведская стенка, мягкие модули и сенсорные блоки. Не каждая мама рискнёт дать в руки годовалому ребёнку ножницы, клей и краски, а педагог в группе даст и научит ими правильно пользоваться. И не в каждой квартире можно вволю бегать, прыгать, плескаться в тазике с водой и кидать предметы. В группах развития ребёнок найдёт себе занятие по вкусу и по возрасту, а взрослый возьмёт себе это на заметку, чтобы развить и развлечь малыша именно тем, что ему нравится, и так, как это нужно.
Если в семье ребёнок первый, то в организации детского времени и поведения родители часто действуют по наитию или подсказке со стороны. И довольно часто молодые родители просто не знают, чем занять непоседливое чадо. Игры и песенки собственного детства уже забыты, а новые узнать неоткуда, да и некогда. А ведь нередко бывает и так, что второй ребёнок совершенно непохож на первого, и как с ним быть – непонятно. А у педагога в группе много детей, много характеров, много ключиков к каждому шалунишке-непоседе или скромнику-тихоне. И он может научить, как избегать подобных капризов и трудностей или справиться с ними.

И ещё одна очень важная деталь: другие взрослые и другие дети в группе. Ребёнок попадает в совсем иную среду, новую и незнакомую. Ведь, согласитесь, детская площадка и группа с детьми – не одно и то же. И дети это чувствуют. Новое помещение с множеством интересных, но непонятных предметов. Новые люди и новые дети. И все не просто так пришли, все вместе выполняют одно и то же. Маленькому ребёнку приходится постигать основы социума в миниатюре: учиться наблюдать и повторять действия, а вы знаете, как малыши любят «обезьянничать», – вот на коллективизм всё и рассчитано. Малыш учится ждать своей очереди, выбирать и делиться предметами, уступать или не уступать в зависимости от ситуации. Учится работать вместе со взрослым и детьми, – а значит, согласовывать с ними свои действия. Ребёнок разнообразит свой опыт опытом других людей – взрослых и ровесников, – видит различные модели поведения и образы действия, а значит, может выбрать свои собственные модели и образ.

Как выбрать подходящую группу для малыша, чем руководствоваться?

Прежде всего – своими собственными ощущениями и комфортом ребёнка. Группы раннего развития действительно разные: одни узконаправленные, другие включают в себя многие виды деятельности, третьи ориентированы на обучение и результат, четвёртые – на общее развитие и общение детей. Если вы не знаете, что именно понравится вашему малышу и хочется вам, то просто посмотрите на то, что есть рядом. В большинстве центров существует практика пробных занятий. Это значит, что вы можете прийти (сами или с ребёнком) и посмотреть, как именно проходят занятия, что они включают и нравятся ли они детям. Если вы пришли на занятие со своим ребёнком, он легко выдержал занятие и остался доволен – это лучшая рекомендация.
Малышу до 2,5-трёх лет нужны скорее не обучающие, а общеразвивающие занятия. В таком возрасте дети ещё не могут долго сидеть на месте, им необходимо движение и частая смена деятельности. Обстановка, в которой малыши могут сами выбирать себе занятие или блоки занятий по 10-15 минут с физминутками между ними – это то, что нужно. Детям раннего возраста интересно всё и сразу: и музыка и творчество, и подвижные игры и действия с предметами, поэтому состав занятий большой роли не играет. Важно, чтобы занятие нравилось малышу, было интересно, разнообразно и необременительно.
Начиная с трёх лет, дети уже более-менее способны к постоянным формам занятия и способны заниматься одним и тем же. В этом возрасте можно отдать предпочтение узконаправленным занятиям: музыкальным, физическим, театрализованным или творческим – в зависимости от того, что нравится и удаётся ребёнку. Для детей трёх-пяти лет занятия по прежнему проводятся в игровой форме, поскольку внимание и усидчивость у них только формируются, интересы неустойчивы, а подвижность и потребность в смене вида деятельности ещё велика. А с пяти-шести лет ребята уже способны работать на результат и готовы осознанно и упорно обучаться.
Таким образом, если вы хотите отдать малыша в группу раннего развития, хорошо подумайте и ответьте себе на вопросы:
- развитие нужно вашему ребёнку или вам лично, чтобы чувствовать гордость?
- не лишит ли малыша объём занятий его важных малышовых дел?
- чему именно хотите вы уделить внимание?
- что именно нравится вашему малышу? Совпадают ли ваши желания?
- обстановка в группе достаточно безопасно для маленького ребёнка?
- объём и содержание занятий соответствуют возрасту детей?
- не нарушается ли режим дня ребёнка настолько, чтобы причинить ему дискомфорт?

Если вы ответили на большинство вопросов отрицательно и определились в своих желаниях и возможностях – выбирайте центр развития.



по материалам статей из цикла «Мы растем»

педагог – психолог Л.А.Хрулёва


Комментариев нет:

Отправить комментарий